HelloWorl

Урок 3. Первая программа в Pascal.

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal.

Виды величин

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Что такое величина? Величина — это отдельный информационный объект, хранящийся в памяти компьютера. Существуют две классификации величин. Мы рассмотрим каждую в отдельности.

величины
Более подробно мы поговорим о них в последующих уроках.

В свою очередь числовой делится на два типа.

числовые
Привожу сразу обозначение этого типа в Паскаль

Символьные тоже делятся на два типа.символьные

Вторая классификация величин.величины Константа — значение неизменно. Переменная — значение может меняться в течение работы программы. Переменные обозначаются символическими именами, которые называются идентификаторами. Как присвоить значение какой либо переменной? С помощью команды присваивания! Команда присваивания в Паскаль: < переменная >:= < выражение >

Первая программа на Pascal

Структура программы в Паскаль

Заголовок

Program <  имя переменной >;

Объявление переменных и констант

const <Символическое имя> = <выражение>;
var <Однотипные переменные> : <тип>;

Раздел операторов

Begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;

end.

Ввод и вывод в Паскаль

У вас, наверняка, возникает вопрос: «Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора:

Для ввода:

  • read(Переменную)
  • readln(Переменную)

И для вывода:

  • write(Текст в  »)
  • writeln(Текст в »)

«В чем разница между read и readln, write и writeln?»: снова озадачитесь вы. Ответ прост. Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как  Line), то курсор переносится на следующую строку.

Hello, World на Pascal

Теперь вы готовы написать первую программу.

Program Hello_World; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду}
Begin
Write('Hello, World!');
End.

Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение предлагаю решить несколько задачек этого типа.

Задача 1.  Требуется запросить имя пользователя, а затем вывести «Привет, <имя>!» Для решения этой задачи нам потребуется строковой тип данных — string.

Program Hello_boy_girl; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду}
var name: string; {объявляем name -- это новая переменная}
Begin
Write('Введите свое имя: '); {так как мы используем write, курсор будет мигать после двоеточия}
Read(name); {Считываем все, что ввел пользователь}
Write('Привет,',name,'!'); {Обратите внимание!Переменная отделяется от кавычек ЗАПЯТЫМИ!}
End.

Задача 2.  Требуется узнать сколько лет пользователю, а затем вывести  «Вам  <возраст> лет». Очевидно, что для решения этой задачи нам потребуется целочисленный тип данных — Integer.

Program How_old_are_you;
var years: integer; {объявляем years -- это новая переменная}
Begin
Writeln('Сколько вам лет?'); {так как мы используем writeln,каретка будет мигать под надписью}
Read(years); {Считываем все, что ввел пользователь}
Write('Вам ',years,' лет.'); 
End.

Ну, вот и все! Все, что я хотел рассказать вам в сегодняшнем уроке. Вы узнали, что такое величина в Pascal, и выучили основные типы. А также научились создавать простейшие линейные программы. Более подробно про типы в PascalABC.Net мы поговорим в следующих уроках. Кстати, про PascalABC.Net. Понятно, что писать программы на листочках бесполезно, и вы должны тренироваться на компьютере. По этой ссылке скачайте последнюю версию PascalABC.Net для Windows.
Вот, как выглядит интерфейс программы при запуске.

PascalABC.Net
P.S. Давайте выделим две особенности Pascal:

  1. Паскаль НЕ чувствителен к регистру, то есть  и program, и Program, и PrOgRaM для него ничем не отличаются. А потому с самого начала привыкайте писать в нижнем регистре, чтобы при переходе на другой язык программирования не испытывать никаких проблем с этим;
  2. Имя программы в Pascal не играет никакого значения, оно не несет в себе никаких полезных функций. Если хотите вы можете просто не писать ЕГО!

P.P.S.  В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux,  Mac OS  и Windows. А если у вас не  Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N.

  • KVIN

    После компилирования программа закрывается как только выполнит задачу. Нужно чтобы она дождалась нажатия кнопки. Пробовал пару вариантов, но не работает. Подскажите, пожалуйста.

    • danilkonon

      Если вы используете Turbo Pascal, то поставьте после program uses crt; и перед end. readkey;

      program aaa;
      uses crt;
      var a: integer;
      read(a);
      writeln(a);
      readkey;
      end.

  • Anonim

    В объявлении константы есть ошибка: значение не надо присваивать, у константы оно просто равно

    • danilkonon

      спасибо. исправили

  • Кирилл

    P.P.S. В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux, Mac OS и Windows. А если у вас не Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N.

    Так что же делать обладателям отличных от Windows ОС?

    • Вообще у вас есть три более-менее простых варианта:

      1) Использовать веб среду http://pascalabc.net/WDE/ (не используйте Сафари, попробуйте Хром)
      2) Установить FreePascal для Mac OS. У меня, если честно, так и не получилось.
      3) Установить виртуальную машину( Windows 7, Windows XP) и на нее установить PascalABC.NET или Turbo Pascal.

      • NinthRise

        Есть ещё Lazarus

    • макс

      есть wine, virtualbox, online pascalabc. чего надо еще?

  • DAM4GE

    Как открывать нужные скобки? Если я пишу Hello, world в скобках » » , то у меня вылезает ошибка.